Запорно-регулирующая арматура

Особенности конструкции и принцип действия затворов , задвижек, шаровых кранов

Какие особенности конструкциии, различия в этих типов запорно-регулирующей арматуры?

Задвижка – тип запорной трубопроводной арматуры, предназначенный для перекрытия неагрессивной рабочей среды преимущественно с высокими показателями температуры и давления.
Запорный элемент в задвижках перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды.
Перекрытие потока происходит за счет поступательно-вращательного движения шпинделя, который перемещает клин из верхнего положения в нижнее.
В отличие от кранов и затворов, которые открываются при повороте шпинделя на 90°, задвижки являются многооборотной арматурой. Плавное постепенное перекрытие потока обеспечивает отсутстие резких перепадов давления, а плавное открытие препятствует возникновению гидроудара. Именно из-за этих свойств задвижки используются преимущественно в магистральных технологических и транспортных трубопроводах диаметрами от 15 до 2000 мм.

Задвижки с обрезиненным клином являются модификацией клиновых задвижек. Задвижки с обрезиненным клином имеют гладкий полный проход, благодаря чему в момент перекрытия рабочего потока не возникает сильного трения. Обрезиненный клин задвижки призван обеспечивать высокие показатели герметичности и прочности, а также бесперебойную работу запорной арматуры, даже при резких перепадах температурного режима. Еще одна черта, характерная для задвижек такого типа, — низкие крутящие моменты при управлении.

Шаровой кран — это (в простейшем смысле) шар с проходящим через него отверстием. Поворот крана позволяет расположить отверстие либо для блокировки, либо для частичного блокирования, либо для перекрытия потока через кран.

Преимущества шаровых кранов включают хорошее уплотнение или почти полное отсутствие утечек, когда кран полностью закрыт. Шаровой кран вращается независимо от давления на стороне подачи. Если отверстие в кране больше или равно внутреннему диаметру подающей трубы, шаровой кран практически не будет иметь падения давления или ограничения при полном открытии.

Шаровые краны часто используются в жидкостных или газовых линиях высокого давления, обычно диаметром 150 мм или менее, где важно полное перекрытие.

Основным рабочим органом затвора является расположенный перпендикулярно потоку среды диск. Он жестко закрепляется на оси, которая в данном случае выступает в качестве штока, то есть служит для изменения положения запорного элемента. Полностью открытому положению затвора соответствует размещение диска вдоль оси корпуса арматуры. При полном закрытии он по всему периметру прилегает к седлу, тем самым перекрывая сечение. Таким образом, для полного закрытия или открытия затвора достаточно повернуть шток на 90 градусов.

Затворы типа Баттерфляй не уплотняются так же полно, как шаровые краны, и редко используются для контроля потоков газа. Шаровые краны обеспечивают надежное уплотнение.

В трубопроводах с высоким давлением шаровой кран будет обеспечивать превосходные характеристики отсечки, а также не будет иметь проблем при повороте или необходимости в схеме выравнивания давления.

Задвижки используются преимущественно в магистральных трубопроводах, в системах жилищно-коммунального хозяйства, газо- и водоснабжения, нефтепроводах, объектах энергетики и многих других, для перекрытия рабочих сред с высокой температурой и давлением.